Раннее развитие - основные навыки

Развитие мелкой моторики

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (в виду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста.

Сенсорное развитие

Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве. Не случайно сенсорное развитие составляет основу умственного воспитания и познания мира вообще. В три-пять лет ведущую роль в сенсорном воспитании детей играет ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету вокруг образцов-эталонов.

Сенсомоторная координация - это согласованные действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы "обучает" руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.

Развитие логики, мышления, воображения

Важность развития у детей высокого уровня мыслительных действий не вызывает сомнений. В психологии разработано большое количество разнообразных упражнений, развивающих те или иные стороны детского мышления. Эти задания сильно отличаются друг от друга, и почти каждое из них может служить представителем целого класса заданий.

Начальные упражнения направлены на отработку умений выделять признаки предметов и узнавать предметы по заданным признакам. Указанные умения имеют первостепенное значение для развития всех мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и т.д. Этому очень способствуют упражнения на выделение в предметах общих и отличительных признаков. Ответы могут быть шаблонными, стандартными, поэтому особенно важно поощрять такие, которые окажутся неожиданными, интересными, позволяющими увидеть предметы в новом ракурсе. Обсудите с ребенком названные признаки, помогите ему разобраться, какие из них являются существенными, важными для предмета, а какие второстепенными. Родителям важно уделить внимание тренировке всех мыслительных операций.

Эмоциональное развитие

Каждому человеку нужно научиться выражать свои эмоции и чувства и правильно понимать собеседника. Неспособность ребенка правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание же другого человека - причина возникновения страха, отчужденности, враждебности. Мимика, выражающая мысли и чувства, способна заменить нам обычную речь.

Ребенку важно научиться использовать все доступные средства выразительности: принятие позы, характерные движения рук, ног, туловища, мимику. Эмоциональная сфера сама по себе не развивается. Всему этому детей надо учить. Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса.

Пространственное восприятие

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.

Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.

Большую роль в развитии пространственного восприятия играет конструирование и лепка, включение адекватных действиям детей словесных обозначений в экспрессивную речь.

Энциклопедические знания

Нужно ли давать ребенку обширные сведения об окружающем его мире? Для чего человеку изучать окружающий его мир? Зачем этот гигантский запас систематизированных знаний? Для чего вообще учить ребенка и зачем его учить?

Обучение детей раннего возраста - тема, которая не оставляет собеседников равнодушными. Некоторые родители всерьез увлекаются ею, но большинство высказывается крайне негативно не только о Домане и энциклопедических знаниях, но и обо всех, кто об этом пишет. Мы с удовольствием согласились бы с большинством, потому что это всегда безопаснее и удобнее, но загвоздка в том, что окружающий мир очень сложен, и ребенок должен его понимать.

Чем занимается ребенок от трех до пяти лет? Он беспрерывно спрашивает! Что это, что это, почему и зачем! Вот и ответ. Для ребенка важно понимать, как устроен мир, из чего этот мир состоит. Понять - значит, защитить себя и успокоиться.

Закрыть меню
0
×

Корзина